Как выглядели первые рекламные плакаты за рубежом и в России

18 сентября 2020

Мы уже на столько привыкли к разным плакатам на улицах, что практически перестали обращать на них внимание. Города пестрят афишами всех размеров, магазины вывешивают плакаты с информацией о распродажах и акциях. И сложно представить время, когда они были совсем в диковинку и заставляли останавливаться проходящих мимо людей.

Рекламные пособия учат, что плакат – это один из самых эффективных рекламных ходов. Он достаточно бюджетный и простой к исполнению. Плакаты для рекламы используют уже несколько столетий. И этот метод до сих пор не теряет своей актуальности. Для хорошего плаката важны:

  • яркий заголовок;
  • интересный текст;
  • выгодное местоположение.

Первые афиши появились на городских улицах вскоре после первых напечатанных книг. Французский исследователь Ф.Шувер посвятил истории плакатов много времени и даже издал книгу, которая вышла в 1966 году. В ней он рассказывает о сохранившейся афише 1477 года размеров 136х76 см. Она была выпущена английским печатником У.Кэкстоном. Текст афиши заканчивался просьбой не рвать лист. Первые плакаты в Лондоне наклеивались на колонны собора Святого Павла. Но все они содержали только текст. Первый постер с картинкой датируется 1593-м годом. Она рекламировала не концерт, и не дорогие платья, а пожарный насос.

Следующим этапом развития плаката можно обозначить 18 век, когда А.Зенефельд сделал первые литографские оттиски. Развитие типографий шло быстро, благодаря этому и плакатов становилось все больше и больше. В 60-х годах 19 века французский художник Ж.Шере создал первый художественный плакат. К концу 19 века плакаты получили широкое распространение в Европе и Америке, и, конечно, во Франции.

В России плакаты развивались своим путем. Их непосредственными предшественниками можно считать художественную вывеску. Художник К.С.Петров-Водкин писал про вывески: «Вывесочное дело в таком виде, каком оно создалось у нас – явление чисто русское. Обилие разноязычных народностей и подавляющая неграмотность требовали предметной рекламы, разъясняющей направление для спроса. До перехода вывески на живописное изображение вывешивались на воротах домов и торговых помещений самые предметы сбыта или ремесленного производства: пук соломы обозначал постоялый двор, колесо — щепника, обруч — бондаря, кожа — сыромятника. Такого сорта реклама давным-давно имела место и в Западной Европе, но от нее там перешли прямо к рекламе словесной, у нас же и до последнего времени вывески несли задачу изобразительную. Удобство и броскость живописной вывески вытеснили предметную, и за девятнадцатый век цех вывесочников разросся по всей стране».

Со временем вывески для продвижения магазинов стало мало. В условиях бурного развития капитализма необходима была не просто информация, но и более активная пропаганда товаров. Росли города, увеличивалось население, а вывеска по-прежнему оставалась прикрепленной к одному месту, и сфера ее действия ограничивалась лишь населением определенного района, квартала, улицы. На помощь вывеске пришли плакаты. Они более мобильны, проще в создании. Плакаты легче распространять по городу. Таким образом реклама стала проникать в отдаленные уголки города, она искала потенциальных покупателей по всем районам. Однако неграмотность большей части населения России резко суживала ее возможности. Так возникает потребность в новой форме рекламы, которая будет говорить не только словами, но и картинками. Этим требованиям отвечал художественный плакат. Он соединил в себе принцип информации и рекламы изобразительными средствами, свойственный вывеске, и использовал форму афиши, способ ее изготовления, взяв от нее также и небольшой текст.

Первой русской художественной афишей принято считать плакат А.Агина «Сто рисунков к поэме Н. В.Гоголя «Мертвые души» датированный 1846 годом. Однако есть образцы и более ранние. В Государственной библиотеке СССР имени В.И.Ленина хранятся две интересные гравюры на дереве, напечатанные на старой пожелтевшей бумаге. Их сюжеты типичны для русского лубка начала XIX века: в одном случае изображены крестьяне на лоне природы, в другом — вид Москвы с характерным силуэтом колокольни Ивана Великого. Изображения заключены в орнаментированные окружности, текст сообщает: «Самые лучшие шляпы». Возможно, гравюры предназначались для наклейки на шляпные коробки: об этом можно догадываться на основании композиции, заключенной в круг. Рекламный характер изданий сомнения не вызывает (в жанровой сценке мужчина, женщина, ребенок указывают на свои головные уборы). Эти самые ранние из известных нам гравированных афиш, по существу, обозначают первую веху в истории, а точнее — предыстории плаката.

К сожалению, другие художественные афиши первых четырех десятилетий 19 века неизвестны; образцы торгового плаката 50—60-х годов прошлого столетия близки народной картинке образным строем, сюжетами, типажом. Собственно, история, активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается так же, как в Западной Европе, в последней четверти 19 века. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и в облик города.

Современные плакаты и афиши не сильно отличаются от своих собратьев 19 и 20 веков. Изменились методы печати, скорость, качество бумаги, но сохранилась суть. Плакат должен привлекать внимание, передавать самую важную информацию о товаре, мероприятии или заведении. Он должен быть оригинальный, красивый и запоминающийся. Обратите внимание на старые плакаты, каждый, как отдельное произведение искусства, которые не просто что-то там рекламируют, а передают стиль и дух своего времени.

В истории плаката разбиралась ваша Стася